Этапы и правила мозгового штурма
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
[править]Мозговые атаки
Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:
участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.
Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».
В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.
Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
[править]Успех
Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.
читать дальшеПравила и метод мозгового штурма
21 декабря 2010 г.
В разделе: Без рубрики
Недавно был свидетелем мозгового штурма на одной из крупных радио-станций и понял, что не все понимают совершенно очевидные правила эффективного мозгового штурма.
Сам по себе мозговой штурм весьма эффективный способ решения срочных задач, путем стимулирования творческой активности человека. Однако этот способ становится таковым, если только правильно его выполнять.
Сама структура мозгового штурма весьма простая:
Постановка задачи (проблемы, тезиса). Задача должна быть точно сформулирована изначально. Мозговой штурм по постановки задачи дело весьма не благодарное, которое приводит не к решению, а хаосу. Поэтому поставить точную, конкретную и измеримую задачу – роль ведущего мозгового штурма.
Генерация идей. Принимают совершенно любые идеи по решению задачи, от идиотских до гениальных – абсолютно все, чем больше, тем лучше.
Сегментирование идей. Тут снова вступает в действие ведущий мозгового штурма, который из потока информации должен будет выбрать то, что действительно стоит использовать.
Не правда ли все очень просто?
И да, и нет. Если с первым и третьим пунктом большинство справляются безошибочно, то вот во втором очень много делают ошибок…
Во-первых, когда идет генерация идей, сосредотачиваться нужно только на количестве, а не на качестве. Мысли о качестве ваших идей, только убивают творческое начало, которое по идеи мы и хотим стимулировать данным процессом.
Во-вторых, пока идет “накидка” идей, не допускайте никаких осуждений, ни одного из предложений. Примите как данность, что нет хороших и плохих идей, об этом будете думать потом, сейчас важно просто набрать количество. Никому (даже руководителю, или ведущему мозгового штурма) не разрешается критиковать или высказывать свое мнение по любому из предложений коллектива.
В-третьих, нужно записывать абсолютно все идеи, которые были высказаны. АБСОЛЮТНО все ЗАПИСАТЬ.
В-четвертых, группируйте идеи по мере их написания. Это существенно упростит задачу, на третьем этапе.
В-пятых, старайтесь развивать в ширь и глубь каждую из идей, которые уже выписаны, это даст дополнительное количество, которое неизменно приведет к качеству.
В-шестых, не позволяйте никому хвалить чьи-либо идеи. Как только кого-то похвалили, то остальные начинают думать (это происходит подсознательно) в этом же направлении, что в свою очередь снова убивает творческое начало приема.
Всего шесть пунктов, а повышает эффективность мозгового штурма в разы!
Кроме того, есть еще хитрости проведения этого приема:
Проработка на индивидуальном уровне. Это когда сначала каждый пишет на листочке свои идеи, потом все выносится на общий листок, и уже идет групповое расширение на базе общего списка. Когда каждый работает со своим листком, то нет “социальных помех” творческой деятельности.
Хорошо помогает установить количественную цель, например сколько идей должен выдать каждый участник.
Часто спасает от откровенного бреда, точно проговорить ограничения, например: “только товары, которые стоят дешевле 200р”, “только товары для женщин от 30 до 40 лет”
Хорошо активирует людей, если в добавок к ограничению по количеству идей, поставить ограничение по времени. При чем в процессе, можно увеличить заданное время, главное проговорить вслух, что времени дано мало.
Ну и дух соревнования еще никто не отменял. Всегда можно устроить соревнование между участниками по количеству идей, которые они выдали.
Вот про эти вещи не стоит забывать каждому, кто хочет сделать эффективный мозговой штурм.
Удачи вам, в ваших штурмовках!